vk
620143,  Екатеринбург,
ул. Машиностроителей, 11
e-mail: mail@rsvpu.ru
версия для слабовидящихверсия для слабовидящих

Читатели Чехова
(150-летию со дня рождения писателя)

На юбилейной чеховской неделе телевидение предлагает немало интересных разговоров о писателе и театральных постановок. Чехов писал А.С. Суворину: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающее в рассказе он подбавит сам».

Среди самых внимательных читателей известны хорошие режиссеры. 30 января на телеканале «Культура» (22:25) впервые будет показан спектакль Камы Гинкаса «Дама с собачкой». 

Вот что писала «Афиша»:

«Дама с собачкой», пожалуй, самый знаменитый и любимый кинематографом и театром рассказ Чехова, обрел в Московском ТЮЗе новую, сценическую, жизнь. В отличие от известных версий, «Дама с собачкой» здесь – это история двух очень молодых людей, уникальность которых прежде всего в том, что они еще способны испытывать подлинно сильные чувства в мире, который давным-давно не способен воспринимать все настоящее и живое. Герои спектакля существуют в некоем огромном черном пространстве. Они словно две одинокие души во всей Вселенной. Черная пустота, однако, живет своей жизнью: зрители различают в ней то курортное местечко, то шумный город, то неуютную квартирку. А Анна Сергеевна (Юлия Свежакова) и Гуров (Игорь Гордин) так трогательны, так смешны, так просты и так прекрасны на фоне окружающего их со всех сторон Космоса, что история их любви кажется по-настоящему трагической. Как это банально – закрутить роман на курорте! И как это прекрасно – понять, что к тебе пришла настоящая, большая, истинная любовь…

Режиссер К. Гинкас. Художник С. Бархин. Композитор Л. Десятников. Художник по костюмам Т. Бархина» (http://www.teatr.ru/th/perf-info.asp?perf=6934). 

Читатели могут сравнить современный спектакль с фильмом Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960).

«Падший ангел, в котором все было истинно и недостижимо: и падение, и невозможность греха. Ия Саввина играет русскую женщину на rendez-vous в лучших традициях национальных понятий о страсти и ее осуществлении. Эмма Бовари с ее исступленным восторгом перед зеркалом («у меня есть любовник!») - другая эпоха, другая планета. Тяжеловесная, удушливая трагедия Анны Карениной («Все кончено, - сказала она, - у меня ничего нет, кроме тебя») - в легчайшем, почти эфемерном; воплощении. [...] Мгновенный переход от счастья к страданию на-всю-жизнь, к болезненному вывиху судьбы, никогда не поправимому.

Но с поправкой на чеховско-бунинскую акварель (литература), на эстетику шестидесятых (кино): блеклость красок, приглушенность звука, пугливый пунктир сюжета.

Баталов играет еще что-то (тема интеллигента и прочая). Она же - ничего сверх любви и несчастья. Бесшумность походки, кружева, улыбка, быстрые слезы. Мода на зимнюю Ялту у нас не от «Ассы» пошла, а от «Дамы с собачкой». Это был наш русский вариант «Мужчины и женщины» - нужды нет, что за сюжетом любви двух взрослых, интеллигентных людей приходилось ходить то за три моря, то за три эпохи».

Любовь Аркус, «Сеанс», № 8, 1993. (http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=2&text_element_id=1514

Удивительным открытием чеховского мира был фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Критику и мемуары можно посмотреть на сайте 
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=2&e_movie_id=4059.

Мало кто видел фильм Александра Сокурова «Камень» и спектакли Льва Додина «Пьеса без названия» и «Дядя Ваня» (Малый драматический театр- театр Европы, Санкт-Петербург), но найти сегодня их можно.

Больше повезло легкому, изящному телефильму Александра Белинского по рассказу «Анна на шее». Своим успехом телефильм «Анюта», который был закуплен и с успехом показан в 114 странах мира, во многом обязан исполнительнице главной роли Екатерине Максимовой. 

В последние годы появились интересные биографии Антона Павловича Чехова, книги профессиональных читателей, профессора Лондонского университета Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова» и российского филолога Павла Фокина «Чехов без глянца».

«У Чехова каждый год менялось лицо», - заметил И.А. Бунин. И каждый год у него появляются новые счастливые читатели.

Любовь Васильевна Грунина,
заведующая отделом гуманитарно-просветительской работы НБ РГППУ.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter