Высший пилотаж на старте в науке
Никогда не поздно и никогда не рано заняться исследовательской деятельностью — об этом шла речь на научном воркшопе, организованном на базе технопарка РГППУ университетским Научно-образовательным центром. Мероприятие прошло при поддержке Российского общества «Знание». На нем студенты узнали, как попасть из юристов в пилоты, а из пилотов — в ученые, опробовали пилотажные исследования (и не только), а главное — всерьез задумались о своем пути в науке.
Пленарное заседание открыл Герой России Дамир Юсупов, спасший 233 жизни при аварийной посадке Airbus в кукурузном поле 2,5 года назад. Пилот с первых слов отметил оснащение технопарка: «Все организовано на высшем уровне, даже самому захотелось стать студентом, чтобы учиться в такой современной обстановке. В наше время были только учебники и никакого доступа в Интернет».
Дамир Юсупов учится в аспирантуре на кафедре профессиональной педагогики и психологии РГППУ. Тема диссертации — «Психологические особенности профессионального стресса пилотов». Гость поделился со студентами своим опытом: никогда не поздно прийти в науку, сменить профессию и вообще заняться чем-то новым — было бы желание.
Вдохновленный небом
Пойти по стопам отца-пилота Дамир мечтал с самого детства, но медкомиссию в авиационное училище не прошел из-за незначительных отклонений по зрению. Позже благодаря гимнастике для глаз Дамир исправил миопию, но поступать снова в летное училище не решился. Несколько лет он проработал юристом, но мечты о небе его не оставляли. В 2000-е годы, когда возник дефицит пилотов, возрастной ценз при поступлении в авиаучилище убрали — и в свои 32 года Дамир без проблем прошел медкомиссию и вступительные испытания. Его сразу приняли в «Уральские авиалинии», где он и получил звание Героя России, успешно совершив аварийную посадку Airbus.
Регулярно сталкиваясь со стрессовыми ситуациями в небе, Дамир решил изучить этот вопрос с научной точки зрения, чтобы выработать рекомендации по психологической работе с пилотами в Учебно-тренировочном центре гражданской авиации. Отсюда логически вытекал и совет будущим исследователям — изучайте ту область, которая вам близка и интересна.
Приземленная наука
«Многие боятся идти в науку, представляя, что придется постоянно корпеть над учебниками и за компьютером, но это не так, — пояснила завкафедрой профессиональной педагогики и психологии Надежда Садовникова. — Любая научная проблема вытекает из окружающей нас действительности: вы можете наблюдать, анализировать информацию, когда занимаетесь другими делами, например, копая грядки. Дамир Касимович сам пилот и постоянно взаимодействует с коллегами, поэтому большая часть его умозаключений рождается из личной практики. В основе науки всегда лежит искренний интерес к жизни».
По словам Дамира Юсупова, чем больше технические возможности — тем значимее становится человеческий фактор: «Если раньше экипаж самолета состоял из 5-6 человек, включая бортинженера, штурмана, радиста, то теперь есть командир судна и второй пилот. Все данные во время полета автоматически отслеживает техника, но при каком-либо сбое нам приходится принимать решения за доли секунды, беря на себя ответственность за сотни жизней. На тренажерах мы постоянно отрабатываем нештатные ситуации, но в небе, в реальных условиях — это совсем другое. Стресс сопровождает пилота постоянно — здесь не только аварийные ситуации: это постоянная смена погоды, часовых и климатических поясов, маршрутов, бортов, команды, биоритмов. Вместе с тем уход из авиации на заслуженный отдых — тоже своего рода стресс, когда ты учишься жить без неба. Эти проблемы я и пытаюсь решить в ходе своей научной работы — чтобы реакция человека на стресс была адекватной».
С головой в источники
В практическую часть воркшопа студентов ввел директор Научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования РГППУ Антон Коновалов. Он рассказал об определении актуальности и новизны темы, поиске источников, оформлении научной статьи.
В свою очередь доцент кафедры философии, социологии и социальной работы Татьяна Заглодина учила студентов корректно интерпретировать информацию: «Отбирая источники, вы должны быть уверены в их компетентности и достоверности, поскольку будете транслировать свои знания другим людям, а это большая ответственность. Один из способов получения достоверных знаний — социологические исследования, которые бывают фундаментальными и прикладными».
Не откладывая дело в долгий ящик, студенты попрактиковали разные виды прикладных исследований: пилотажные, описательные и аналитические. Они провели блиц-опрос по актуальности знакомства в соцсетях, проанализировали рекламу в журнале и оценили вовлеченность в процесс участников воркшопа.
Объяснить на пальцах и котиках
Доцент кафедры информатики УрГПУ Сергей Арбузов призвал будущих исследователей менять мышление из бытового в научное. Первостепенная задача — искать пробелы в знаниях и формулировать гипотезы. На этом пути важно встретить опытного и авторитетного наставника, который поможет не свернуть с верного пути. Надо уметь видеть, слышать, изучать и выискивать новое в окружающем мире.
О сложном просто рассказал заведующий лабораторией нейрообразования и когнитивистики профессионального обучения РГППУ Антон Шаров. Статистический анализ данных он объяснил на котиках (по мотивам книги Владимира Савельева). Он около 20 лет посвятил статистике и точно знает, что она помогает найти инсайт.
Завершающим аккордом стала Q&A-сессия, где студенты в игровой форме решали проблему, как найти себя в науке. Все пришли к выводу, что при должной мотивации и силы, и время на исследования найдутся.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter