Исследования
Концепция
Реализация проекта предполагает не только непосредственное обучение субъектов российского образовательного пространства (студентов, обучающихся по различным направлениям бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, преподавателей и работодателей) европейским традициям и принципам обучения на рабочем месте, но и предусматривает наличие различных форм обратной связи, обсуждения полученной информации.
Научные исследования в рамках проекта проводятся как членами команды, так и нашими коллегами по основным двум направлениям:
Сравнительный анализ европейских практик обучения на рабочем месте с практикой применения в российском профобразовании.
Исследуются особенности применения и препятствия для использования европейских наработок в обучении на рабочем месте при максимально возможном участии работодателей в создании образовательного пространства для студентов профобразования с целью совершенствованная их знаний, умений и компетенций.
Социологическое исследование: «Европейские политики и практики обучения на рабочем месте в представлениях российских субъектов образовательного пространства».
Первый год выполнения проекта
Ориентирован на работу, связанную с обучением, информированием, вовлечением образовательного сообщества в проектную среду, планирование продуктовых и образовательных результатов. В последующем помимо реализации образовательной компоненты гранта, запланирована конкретная работа по получению различных форм обратной связи от включенных в проектную деятельность групп.
С целью получения спектра информации от субъектов образовательного социума, относительно потребностей в освоении европейских политик и практик обучения на рабочем месте и возможностей их практической реализации в российских условиях, грантополучатели планируют проведение серии локальных социологических исследований.
Исследования предполагают изучение следующих показателей: удовлетворенность слушателей формируемыми компетенциями, возможность практического использования полученных знаний и опыта в педагогической практике, необходимость российским СПО обмениваться опытом обучения на рабочем месте с европейскими партнерами, выявление слабых и сильных сторон российских и европейских практик обучения на рабочем месте, отзывы о качестве реализации проекта и предложения, касающиеся дальнейших перспектив.
Методологической основой исследования выступают разработки зарубежных и отечественных ученых в области педагогической теории и практики обучения на рабочем месте. Исследования планируется реализовать с помощью качественных и количественных разновидностей опросного метода: Интернет-опроса, фокус-групп, анализа информационного контента проекта. Оптимальная реализация методики исследовательской составляющей проекта предусматривает создание электронной платформы, аккумулирующей ряд компонентов и выполняющей функции по сбору, презентации и распространению результатов исследований.
Полученные результаты следования позволят усовершенствовать образовательные и предметные аспекты проекта, а также оптимизируют имеющиеся в настоящее время российские традиций обучения на рабочем месте. Презентация результатов исследования может быть осуществлена с помощью информационной платформы и представлена на информационно тематических встречах партнеров проекта.
Второй год выполнения проекта
Предполагает проведение следующих прикладных исследований.
1. Анализ содержательной направленности отзывов участников мероприятий в рамках проекта.
2. Анализ экспертных мнений о функционировании и дальнейшем развитии проекта.
3. Исследование потребностей субъектов российского образовательного пространства в практиках обучения на рабочем месте.
План исследовательских мероприятий
1. Сбор и анализ отзывов участников транснациональных встреч и обучающихся.
2. Сбор и оценка экспертных мнений о проекте.
3. Проведение прикладного социологического исследования среди слушателей курсов проекта (студентов бакалавриата, магистрантов, аспирантов).
Сроки реализации исследований: в течение прохождения обучающих и научных мероприятий проекта.
Программа количественного исследования
Цель исследования: изучить потребности субъектов образовательного пространства (студентов бакалавриата, магистрантов, аспирантов) в европейских политиках и практиках обучения на рабочем месте.
Объект исследования: реальные и потенциальные соискатели обучающих программ проекта (студенты бакалавриата, магистранты, аспиранты)
Предмет: потребность во включении в европейские политик и практики обучения на рабочем месте
Задачи исследования:
1. Проанализировать образовательные потребности студентов и аспирантов
2. Выявить уровень информированности о формах обучения на рабочем месте
3. Проанализировать необходимость в практическом внедрении европейских практик обучения на рабочем месте.
4. Проанализировать потенциальные проблемы, связанные с внедрением практик обучения на рабочем месте.
5. Изучить мнение о реализуемых научных и учебных мероприятиях
6. Выявить социальный портрет реальных и потенциальных слушателей.
Изучаемые показатели
Показатели | Индикаторы |
Образовательные потребности | Образовательные планы Предпочитаемые формы, сроки получения образования |
Информировать о европейских политиках и практиках | Наличие информации Источники информации Оценка российского опыта Оценка европейского опыта |
Потребность во включении в европейски политики и практики | Формы реализации практик Сроки практик Оптимизирующие предложения |
Проблемы практической реализации практик | Коммуникационные проблемы Правовые проблемы Организационные проблемы |
Мнение о реализуемых мероприятиях | Оценка научных мероприятий Оценка обучающих мероприятий |
Социальный потрет слушателя | Пол Возраст Курс обучения Опыт практической работы Социальный статус |
Метод исследования: заочное интернет-анкетирование на тематической странице проекта.
Программа экспертного исследования
Цель: получение экспертных оценок относительно состояния и дальнейшего развития проекта «Европейские политики и практики обучения на рабочем месте в профессиональном образовании и обучении».
Объект исследования: члены консорциума, руководители образовательных организаций, исследователи проблем образования, представители органов власти и бизнеса.
Метод исследования: заочное интернет-анкетирование
Задачи исследования:
1. Выявить экспертные оценки образовательных результатов проекта
2. Проанализировать экспертные оценки продуктовых результатов проекта
3. Собрать мнение о сильных и слабых сторонах проекта
4. Представить экспертное мнение относительно перспектив развития проекта
Результаты исследований публикуются в открытой печати и представлены на странице «Публикации».
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter